«Выстрел в колено» или Как Роскомнадзор заблокировал главную площадку отечественных комиксистов
23 января портал «Авторский комикс» в своем аккаунте «ВКонтакте» объявил о блокировке Роскомнадзором. Причина до сих пор не объявлена. Казалось бы, кого удивишь в России блокировками в 2026 году? И все-таки бан АК взволновал комикс-сообщество.
Во-первых, потому что здесь публиковались в основном российские авторы, а не пиратские переводы, как на большинстве схожих порталов. Во-вторых, команда "Авторского комикса" до последнего пыталась соответствовать законным требованиям и вычищала все небогоугодное. В-третьих, никакого аналога, куда можно пойти российским художникам комиксов и их поклонникам, нет.
Немного цифр:
- «Авторский комикс» (он же АК) создан почти 18 лет назад.
- На нем опубликовано более 4000 тайтлов, которые выкладывают более 1400 художников и 319 переводчиков.
- 536 комиксов обновляются каждый месяц.
- 5588 новых страниц выходит каждый месяц.
- По состоянию на август 2025 года портал ежемесячно посещали почти 200 тысяч человек
Я решила обсудить с авторами ситуацию с АК. На мои вопросы ответили комиксисты Константин Дубков, Владимир Сахнов, Рене Бартанг, а также художник, попросивший сохранить инкогнито.
Александр Козлов, создатель АК, от ответов на вопросы отказался. Не стали со мной говорить и некоторые авторы, работы которых Роскомнадзор требовал удалить по формальным причинам. Цитата: «Мне нечего особо сказать, к тому же это все еще больная тема, так как меня эта блокировка лишила возможности печатать свою работу и всякой надежды на что-то хорошее в будущем индустрии и культуры в стране в целом».
Но есть и другие мнения.
Чем был для тебя "Авторский комикс"
Рене Бартанг: «Я пришла на платформу в 2013 году. Мы с соавтором (сценаристом Егором Васильевым) публиковали там комикс "Старые боги". Это была хорошая платформа — очень удобная для постраничных комиксов, много аудитории. Я сама читала там многие комиксы еще в 2010-м. "Старые боги" в итоге ушли в hiatus в 2015 году и так из него и не вышли. Но на «Авторском комиксе» у нас было много хорошего фидбека, и это дало старт моим художественным соцсетям в принципе. Наши с Егором сольные карьеры начались с этого проекта. И он, и я сейчас — состоявшиеся коммерческие авторы».
Константин Дубков публиковался на «Авторском комиксе» с 2017 года. Но делал это редко и нерегулярно. Целый ворох мелочей осложнял загрузку: не всегда понятная логика и последовательность, множество разной величины баннеров, которые тоже надо было подготовить, сложности с загрузкой сразу всего комикса и, наконец, ручная модерация через форум. По этой причине Константин редко выставлял работы на АК.
Владимир Сахнов: «Когда «Авторский комикс» начал свое существование, я уже был состоявшимся комиксистом, широко известным в узких кругах, так сказать, своими комикс-стрипами. Поэтому ребята из АК персонально пригласили меня на свой портал, чем я и воспользовался. Изначально это не было моей основной площадкой, но с течением времени, когда число моих веб-комиксов выросло до пяти, таковой стала. Удобно, когда всё в одном месте, на специализированном портале, а не разбросано по соцсетям. У меня на АК пять проектов, четыре из которых закончены или заморожены, и только один в последнее время лениво обновлялся. По одному из них в издательстве вышла книжка, ещё два я издавал в бумаге самиздатом, ещё один хочу издать тоже, но пока руки не доходят. Поскольку два из моих веб-комиксов затрагивали как острые политические вопросы, так и философско-религиозные темы, то в комментариях часто разражались битвы между читателями, что несомненно меня в то время вдохновляло и стимулировало».
Могла ли спасти «Авторский комикс» жесткая модерация и личная ответственность авторов?
Среди обсуждений блокировки «Авторского комикса» часто звучали обвинения в адрес владельцев платформы. Мол, чистили бы все как следует, и не было бы запрета. Обвинялись также авторы, которые «по-подлому» заливали запрещенку. Я спросила собеседников, следят ли они за законами и тем, чтобы их комиксы соответствовали нормам права. Большинство опрошенных не лезли на рожон — не из-за опасения подставить платформу, а из-за ответственности, которая лежит на каждом лично.
Рене Бартанг: «Я никогда не считала, что могу сливать что угодно в интернет и оно там как-то потом само. Автор ответственен за свой контент, за поднимаемые темы. Искусство для меня серьезная сфера. Я не публикую спорные вещи, если не уверена в том, что это необходимо. Если мне хочется высказаться на деликатные темы, я подхожу к этому с осторожностью».
Владимир Сахнов считает, что несет полную ответственность за свой контент. «А как же ещё? О рисках я практически не думал и никогда не избегал их, для меня всегда было важно говорить то, что я думаю».
Константин Дубков для личной безопасности старается не касаться острых тем: войн, политики, прав человека.
Анонимный автор: «Ответственность за контент истекала напрямую из правил и возрастного рейтинга, который присваивался комиксу. На «Авторском комиксе» я цензурировал матерные слова, а в эпизоде с употреблением наркотиков сделал пометку, что это сахарная пудра и к веществам отношения не имеет. Хотя понимаю, что в текущих реалиях это скорее фиговый лист, чем реальная защита, и при желании могли бы притянуть».
Ушла эпоха. Или нет?
Похоже, что равнодушных к блокировке «Авторского комикса» не осталось. Однако в ходе опроса выяснилось, что грусть и фрустрация имеют множество оттенков.
Рене Бартанг: «Там были и популярные вещи, и профессиональные работы, и работы начинающих — короче говоря, просто все, что попадает под формат комикса. Мне грустно за юных авторов — им теперь будет намного сложнее найти хоть какую-то аудиторию на старте и понять, насколько хорошо они справляются, убедиться, что их творчество хоть кому-то нужно. Это очень важно — иметь обратную связь от читателей, помогает понять, что делать, как развиваться. Это просто выстрел в колено сфере культуры и искусства. Меня это глубоко печалит».
«Узнал о блокировке в группе «Авторского комикса» «ВКонтакте». Весь вечер того дня обдумывал, как реагировать, что этот сайт значит для культуры страны и к чему данное событие приведёт. Скорби или негодования не испытывал, тут уже закалённый в боях рассудок устойчив к таким новостям. Но могу утверждать, что АК для страны стал мощной стартовой площадкой для сотен комиксистов. Почти единственной площадкой для публикации и нахождения своей аудитории. «Авторский комикс» был тем, что первое приходило в голову, о чём вспоминал, когда говорил о российских комиксах».
Владимир Сахнов: «Когда я узнал о блокировке АК, я одновременно почувствовал возмущение и обреченность, поскольку все тенденции указывали, что такой свободной площадке в рунете долго не прожить. Если РКН не опомнится и не разблокирует сайт обратно, во что слабо верится, то да, можно будет констатировать, что ушла эпоха».
Анонимный автор: «Это было грустно и невкусно. Я знаю заочно историю существования и поддержки сайта. После начала СВО большая часть администраторов не вывезла морально заниматься им, и последние четыре года сайт держался на одном человеке по сути и команде волонтёров. Я бесконечное уважение выражаю их труду».
А что дальше?
В ходе обсуждения ситуации вокруг бана площадки назывались разные перспективы развития отечественного авторского комикса — обходные пути, зеркала, создание альтернативных площадок, уход за рубеж. Но у каждой стратегии есть слабые места.
Владимир Сахнов: «Мне не нравится идея о зарубежном зеркале, поскольку комиксы должны развиваться именно в России, зачем тогда всё это? «Телеграм» замедляют, закрытые сообщества — это путь в секту. Хотя всё это будет, конечно. Но я думаю, что процесс пойдёт, как на Западе: будет не-независимый мейнстрим, а остальное всё маргинализируется и будет существовать полуподпольно. Для будущего русскоязычного авторского комикса важнее отстаивать легальное существование в России».
Константин Дубков: «Скорее всего, ближайшие несколько месяцев на АК будут ходить через [3 буквы]. Просто ещё один адрес, для которого потребуются обходы. Дальше, возможно, пойдут попытки чем-то его заменить. Часто вспоминают Cre8! как аналог, но он как бы есть, но его как будто Bubble не любит, стесняется. Но наши айтишники очень креативные. Они умеют строить бизнес и нестандартные решения вопреки государству. Посмотрим, что появится».
«Для сообщества авторов настали тяжелые времена... Есть вот эти какие-то сайты с мангой и Cre8; возможно, есть вариант опубликоваться на Tapas или Webtoon — но это иностранные сайты, и русской аудитории на них совсем мало, придется переводить свои комиксы. «ВКонтакте» пока остается вариантом, который точно не заблокируют, но основная аудитория сейчас, наверное, сидит в «Телеграме». Можно попробовать личный канал создать... лучше сразу личный сайт уж. Вообще, хз, какие площадки использовать для набора аудитории. Нынче невероятно сложно публиковаться в сети».
Анонимный автор: «Я не знаю. Создание зеркала — это немногим лучше, чем то, что сейчас, т.к. доступ будет только с [3 буквы]. Разве что владельцев зарубежных серверов нельзя будет отечественным силовикам прикрыть. Закрытые «Телеграм»-каналы — это вариант до тех пор, пока они не станут достаточно крупными, но тогда госорганы всё равно возбудятся. Правда, есть плюс, что РКН «Телегу» пока не трогает, а отдельные каналы ТГ редко удаляет по запросу. Но минус в том, что «Телеграм» просто неудобен для публикации и чтения комиксов, очень сложно создавать каталоги, если это обновляемые произведения, а не архив».
Слова поддержки, пустырник, лучи поддержки и чтение друг друга
В ситуации, когда связь читателей, авторов и создателей платформ для чтения принудительно разрывается, приходится думать не только о будущем комиксов, но и о само- и взаимопомощи. Я спросила авторов, что бы они пожелали тем, кого печалит блокировка «Авторского комикса».
Константин Дубков: «Не уходить полностью в эмоции. Это ситуацию уже не изменит. Не бросать творить. Нам придется меняться, так как вокруг все уже изменилось. Но меняться так, чтобы мир поменялся за вами».
Владимир Сахнов: «С большинством авторов комиксов у нас я стою на кардинально разных идеологических основаниях, поэтому мой совет может оказаться для них опасным. Но напишу от себя, как сам чувствую и стараюсь поступать. Для меня комиксы — это моя жизнь, основное средство самовыражения, поэтому при создании авторских произведений я не иду ни на какие компромиссы. Я художник, я так вижу. И буду продолжать в том же духе. Работа за деньги — неизбежность. Но мы, художники, счастливчики, поскольку у каждого из нас есть возможность, так сказать, превратить хобби в работу. Поэтому совет мой такой: продолжать бескомпромиссно рисовать свои авторские проекты, пускай даже в стол, но использовать их как основу для (будущей?) профессиональной деятельности: прокачать мастерство, собрать портфолио и так далее».
Рене Бартанг: «Другим авторам могу порекомендовать разве что следить за своим здоровьем, а в случае чего начать пить пустырник и сходить к психотерапевту. Если к психотерапевту боязно — хотя бы просто почитать про депрессивные и тревожные расстройства. Сейчас у всей комикс-сферы будет и тревога, и депрессия. Читайте комиксы друг друга».
Чье мнение вам ближе? Читали ли вы работы, опубликованные на "Авторском комиксе"? Заметили ли его блокировку?
Зы: у меня есть ТГ канал, где я пишу про вебтуны и комиксы.